27-28 сентября 2012 года



27-28 сентября 2012 года

IV Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» состоявшийся в Санкт-Петербурге.

Основная цель конгресса – организация широкой дискуссии по вопросам формирования государственной политики и совершенствования законодательства в области безопасности дорожного движения, защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обмен опытом реализации программ по повышению безопасности дорожного движения

Участники круглых столов обсудили актуальные проблемы безопасности на дорогах, поделились своими мнениями по теме безопасности движения. Была продемонстрирована инновационная составляющая в изучении травматизма, различные симуляционные компьютерные разработки. Важная роль волонтёров в работе по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности, обсуждалась на "Круглом столе" №7. Там же говорили о необходимости создания центров по исследованию проблем ДТП.

Были затронуты темы средств массовой информации в пропаганде безопасности, экономический фактор в обеспечении безопасности, национальное законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения, роль гражданских инициатив в пропаганде безопасности дорожного движения, совершенствование системы подготовки водителей, безопасность детей на дорогах, планирование и организация дорожного движения в городах.

Член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Алексей Пиманов поблагодарил средства массовой информации, которые освещали конгресс, подытожив работу своего круглого стола, он в шутку заявил, что во всём виноваты СМИ.

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Светлана Орлова отметила, что следует ужесточить наказание за пьянство за рулём. Она поблагодарила всех организаторов конгресса в лице Секретариата МПА СНГ, а так же спонсоров - компанию КАМАЗ, ЗАО "Мерседес-бенс РУС" и ОАО "Газпром нефть". Своё выступление Светлана Орлова закончила словами: "Мы сохранили более семи тысяч жизней за время проведения конгрессов!"

Круглый стол № 1 «Планирование и организация дорожного движения в городах как фактор обеспечения безопасности на дорогах»

Транспортное планирование и эффективная организация дорожного движения – важный фактор обеспечения безопасности на дорогах, который имеет большое значение для снижения детского травматизма в ДТП. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.

В ходе обсуждения подчеркивалось, что транспортные проблемы городов и территорий далеко не всегда связаны с качеством или количеством дорог. Чаще всего причины кроются в градостроительных ошибках, отставании темпов развития инфраструктуры от уровня автомобилизации. Поэтому вопросы дорожного движения должны учитываться ещё на стадии разработки генеральных планов территорий.

Как  считают эксперты, необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности движения вблизи детских учреждений. Делать это нужно и при планировании организации дорожного движения. Отставание уровня развития транспортной инфраструктуры российских городов от новых потребностей становится ощутимым препятствием для реализации проектов всех уровней – от крупномасштабных национальных до частных проектов по реконструкции отдельного участка застройки.

Как отмечалось в ходе обсуждения, попытки решить транспортные проблемы вне системы планирования, путем строительства отдельных сооружений или введения каких-либо ограничений, приводят к потере вложенных средств и ухудшению транспортной ситуации.

 

Круглый стол № 2 «Безопасность детей на дорогах: от профилактики до помощи пострадавшим»

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, открывая «круглый стол», обратилась ко всем присутствующим с просьбой о том, что необходимо уделить время для решения конкретных проблем в области обеспечения безопасности детей на дорогах страны.

Директор Научно-исследовательского института детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль предложил усилить контроль над сертификацией детских автокресел.

Президент Ассоциации юношеских автошкол Ольга Никонова, выступая со своим докладом «О роли общественных организаций», подняла вопрос о необходимости регистрации мопедов и скутеров. Есть необходимость также разработать программу и план подготовки водителей данной категории.

Начальник отдела пропаганды безопасности  дорожного движения и взаимодействия со средствами массовой информации ГУОБДД МВД России полковник полиции Максим Белугин представил присутствующим проект типового «Паспорта безопасности образовательного учреждения». Данный паспорт – помощь всем директорам школ. В ходе доклада было добавлено, что наряду с данным паспортом, необходимо, чтобы в каждой школе был разработан паспорт безопасного движения школьного автобуса.

Также на заседании «круглого стола» прозвучал вопрос о необходимости присутствия в школьных советах сотрудника ГИБДД, который решал бы вопросы безопасности детей на дорогах, а также безопасного передвижения школьного автобуса.

 

Круглый стол № 3 «Повышение безопасности дорожного движения через совершенствование системы подготовки водителей»

Сенатор Совета Федерации от Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов высказал предложение о введении в 10-11 классах школ урока «Автодело».

Также участники круглого стола высказали мнение, что даже инструктора автошкол в России не являются профессионалами в данной области. Было предложено разработать для них программы обучения, по которым учить инструкторов по вождению не менее полугода.

В рамках круглого стола «Повышение безопасности дорожного движения через совершенствование системы подготовки водителей транспортных средств» выступил с докладом представитель ФБУ «Росавтотранс», эксперт в области подготовки кадров автотранспортной отрасли Николай Георгиевич Виблый.

В своем докладе на тему «Система подготовки и повышения квалификации водителей профессионалов в Российской Федерации» Николай Виблый акцентировал внимание на следующих вопросах:

- Отсутствие должного контроля за перевозками пассажиров и особенно грузов, осуществляемыми водителями, не работающими по найму в транспортной организации, приводит к значительному увеличению аварийности по отношению к водителям, работающим по найму, в связи с тем, что фактически отсутствует система контроля перевозок, осуществляемых индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

- Отсутствие в России системы дополнительной подготовки, позволяющей подготовить из просто водителя профессионального водителя, приводит к значительному проценту аварий, совершенных по вине водителя и связанных с отсутствием знаний, умений, навыков по безопасному управлению транспортным средством, креплению и размещению груза, физических сил влияющих на управляемость транспортного средства. Это наглядно отражается на примере ДТП, совершенных водителями, перевозящими опасные грузы в цистернах. Среди аварий превалирует «опрокидывание», а данный вид происшествий на прямую зависит от профессиональной компетентности водителя.

- В Евросоюзе накоплен большой опыт подготовки водителей профессионалов, и России в целях гармонизации нормативных правовых актов и подходов реализации вопросов повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов, необходимо использовать этот опыт и применить его на территории Российской Федерации. В частности при создании нормативных правовых актов, регламентирующих систему подготовки водителей профессионалов, целесообразно использовать Директиву ЕС 2003/59/ЕС             «О базовой квалификации и периодической переподготовке водителей некоторых автотранспортных средств, занятых в перевозке товаров или пассажиров».

- С целью определения порядка подготовки и проведения профессионального отбора водителей необходимо реализовать требования, изложенные в статье 328 Трудового кодекса Российской Федерации.

Доклад генерального директора компании С.Ю. Моисеева "Столкновение непредсказуемости с неготовностью: можно ли предвидеть поведение детей на дорогах и как помочь водителям этому научиться?"

Круглый стол № 4 «Гражданское общество за безопасность на дорогах»

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Борис Шпигель предложил сделать Госавтоинспекцию элитным подразделением МВД.

 

Круглый стол № 5 «Совершенствование и гармонизация национального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков озвучил ряд законодательных инициатив, которые должны быть проработаны в самое ближайшее время. В том числе инициатива об ужесточении ответственности за управление в состоянии опьянения и установление четких критериев понятия «состояние опьянения».

Евгений Брюн, главный нарколог Минздрава России, поддержал парламентария в том, что в России отсутствует законодательное закрепление понятия «состояние опьянения», и выразил готовность обсуждать конкретные формулировки закона, в котором оно должно быть установлено.

 

Круглый стол № 6 «Экономические аспекты безопасности дорожного движения. Развитие института автострахования»

В рамках круглого стола Павел Бунин, Президент Российского союза автостраховщиков, привел статистику по страхованию ОСАГО и КАСКО, а в обсуждениях был высказан ряд инициатив по совершенствованию института автострахования. В частности, было предложено привязывать стоимость полиса ОСАГО к количеству правонарушений, совершенных за прошедший год водителем.

 

Круглый стол № 7 «Роль молодежных инициатив в работе по обеспечению безопасности дорожного движения»

На круглом столе обсуждалась важная роль волонтёров в работе по обеспечению безопасности дорожного движения. Там же говорили о необходимости создания центров по исследованию проблем ДТП.

 

Круглый стол № 8 «Средства массовой информации в пропаганде безопасности дорожного движения»

«Часто журналистам проще дать «картинку» аварии, чем объяснять, почему она произошла, и как ее можно было предотвратить. К сожалению, среди профессионалов существует правило, что самая рейтинговая новость – это катастрофа», - заявил член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Пиманов.

«Пока СМИ будут работать исключительно в рамках свободного рынка, они будут бороться за рейтинги, то есть за деньги», - подчеркнул законодатель. В таких условиях производство обучающих передач нецелесообразно.

По его мнению, для того, чтобы переломить ситуацию, нужно серьезное, волевое решение. Все попытки сделать отдельные СМИ, которые будут работать исключительно на позитив, заканчиваются созданием каналов, которые имеют очень низкий рейтинг, отметил Пиманов.

Сенатор отметил, что если государство хочет «достучаться до людей», требуется точная работа с существующими форматами. В частности, это может быть формирование положительных образов сотрудников Госавтоинспекции, обучение культуре вождения с помощью художественных фильмов.

«У нас есть сейчас пример народного милиционера – образ из сериала «Глухарь»», - подчеркнул Алексей Пиманов. Вместе с тем, пока в кинематографе нет положительного образа сотрудника Госавтоинспекции, подчеркнул он.

«Я считаю, что надо создавать при МВД единый штаб, создающий для телевидения контент, в котором есть действие, который будет интересен», - отметил сенатор.

Сенатор считает, что в любом случае изменение ситуации требует перемен в системе отношений в целом. «Деятели культуры, которые сами нарушают правила парковки, превышают скорость, не могут стать для людей примером для подражания», - заявил Пиманов, отметив, что это касается и других публичных персон.