Проверка сведений о наличии судимости у работника образования

В соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Однако данная норма практически не реализуема на практике в силу следующих ограничений, предусмотренных законодательством для работодателей.

Инструкция о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 965 (в ред. Приказа МВД РФ от 17.11.2005 N 939) предусматривает возможность обращения за получением и получения такой справки только непосредственно гражданином, в отношении которого производится запрос, или его законным представителем.

В случае судебного запрета заниматься педагогической деятельностью соответствующая запись вносится в трудовую книжку работника на основании п. 2 ст. 34 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Проверить наличие неснятой или не погашенной судимости у принимаемых или принятых на работу педагогических работников законными средствами невозможно.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 204-ФЗ) обработка персональных данных о судимости может осуществляться только государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами. Среди лиц, имеющих полномочия обрабатывать персональные данные о судимости, ни в одном федеральном законе не указан работодатель, что препятствует самостоятельной проверке работодателем этих данных при приеме на работу педагогических работников путем обращения непосредственно в соответствующие государственные органы, ведущие реестр судимых лиц.

Перечень документов, которые работодатель имеет право требовать от работника при поступлении на работу, указан в ст. 65 ТК РФ, и в нем не указаны документы, подтверждающие отсутствие судимости у отдельных категорий работников, имеющих ограничения к осуществлению отдельных видов трудовой деятельности. Согласно ч. 2 ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов, но в нормативных правовых актах, связанных с трудоустройством судимых лиц, на них не возложена обязанность представлять об этом сведения. Образовательное законодательство пока также не содержит такого требования.

Нормы гл. 6 УИК РФ не налагают на работника обязанность информировать работодателя о своем уголовном прошлом при приеме на работу. В свою очередь, п. 4 ч. 1 ст. 86 ТК РФ определяет, что работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных, иных убеждениях и частной жизни. Более того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия статьей 137 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность.

Представляется, что факт отсутствия судимости на момент допущения работника к педагогической деятельности при приеме на работу должен быть отражен в заявлении о приеме на работу, либо в другом документе за подписью работника, что должно исключить вину работодателя за допущение к работе лиц, лишенных такого права, а также предупредить работников об ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом РФ за предоставление ложных сведений.

В соответствии п. 11 ст. 81 ТК РФ представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Для создания какой-либо базы данных, с возможностью осуществления обмена между органами, уполномоченными вести реестр лиц, имеющих не снятую или не погашенную судимость, и иными государственными (муниципальными) органами (например, органами управления образованием), требуется изменение нормативной правовой базы в части обеспечения доступа указанных органов к сведениям о судимости.