мы в контакте

 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


30 мая - 4 июня 2013 года

45-й Конгресс СИЕКА в Швейцарии

«Научно-методический центр подготовки водителей» (НМЦ) организовал поездку группы российских специалистов для участия в 45-м Конгрессе СИЕКА  и проведения бизнес встреч в швейцарских организациях, занятых подготовкой и допуском водителей к управлению транспортными средствами.

 

СТРОИМ МОСТЫ МЕЖДУ ПОДГОТОВКОЙ ВОДИТЕЛЕЙ И ДОПУСКОМ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Быкова Г.П., ученый секретарь «Научно-методического центра подготовки водителей»,  кандидат технических наук, доцент

Под таким заглавием и именно с этой целью в конце мая  - начале июня в Швейцарии (кантон Цюрих) прошли мероприятия 45-го конгресса, проведенного ассоциацией экзаменаторов из разных стран мира (СИЕКА).

Наши посетители уже знают и об ежегодных  конгрессах, проводимых  СИЕКой ранее (мы традиционно приглашаем российских специалистов лично поработать на конгрессах, а тем, кто не смог присоединиться к нам побывать в среде зарубежных коллег - сообщаем о мировых новинках в сфере подготовки водителей и приема итоговых и промежуточных экзаменов, о методиках, инновациях, передовом опыте), да и о самой этой международной организации достаточно детально.

Напоминаем, что СИЕКА – международная ассоциация организаций, занятых  напрямую или косвенно в сфере экзаменационной деятельности (проводящих экзамены, оформляющих соответствующие документы, выдающих соответствующие документы, проводящих научно-исследовательские и методические разработки в сфере допуска водителей, обслуживающих экзаменационную деятельность, ведущих банки экзаменационных вопросов, др.).

СИЕКА  состоит из  49 действительных  членов (из 39 стран мира со всех континентов – Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия). СИЕКА участвует как разработчик во многих проектах Европейского союза, посвященных не только допуску водителей к дорожному движению, но и упрочению БДД в целом, унификации требований к водителям и т.п. СИЕКА является советником Европарламента и Еврокомиссии по вопросам допуска водителей к участию в дорожном движении.

Ассоциированными членами СИЕКА являются – Европейская федерация автошкол (ассоциация национальных ассоциаций автошкол стран ЕС), Евротра - Европейская ассоциация обучения в сфере транспорта.

Действительными членами СИЕКА являются организации, уполномоченные национальными правительствами различных стран мира на проведение экзаменов. Например: Директорат по БДД Латвии (составная часть Минтранса), Администрация автомобильного транспорта Эстонии, Министерство транспорта Болгарии, Агентство по БДД Финляндии (организация,  ведущая экзаменационную деятельность по Госконтракту с Минтрансом), Госпредприятие по регистрации ТС Литвы, Агентство по водительским стандартам Великобритании, др. аналогичные организации.

НМЦ собрал  группу российских специалистов из регионов, которые приняли личное участие в заседании конгресса и смогли пообщаться с зарубежными коллегами, в том числе представавшими новинки на выставке, работавшей в ходе мероприятий конгресса. Для российских участников было важно не только услышать из первых уст о мировых инновациях в сфере подготовки и допуска водителей, не только лично познакомится с зарубежными коллегами и наладить контакты на будущее, но и посмотреть как в организационном, временном, содержательном плане проводятся такие большие мероприятия и по количеству участников,  и по их уровню,  и по разнообразию.    

Неспроста именно тема «Строим мосты между подготовкой водителей и допуском к управлению транспортными средствами» была вынесена в качестве заглавной45-го конгресса. В ходе выступлений и сессий вопросов и ответов выяснилось, что проблемы координации (а еще точнее – гармонизации) системных характеристик (как структуры, так и содержания) подготовки начинающих водителей и приема у них итогового экзамена  весьма непросты и не везде нашли свое решение в зарубежных странах, также как и в России. Представители исследовательских и экзаменационных организаций стран с  продвинутым подходом к решению данных проблем поделились опытом и научными подходами, идеями, инновациями, а также их итогами их пробной реализации.

Заседание конгресса структурно было составлено тремя частями. В первой сессии мы выслушали приветствия президента СИЕКИ (Кари Хакули, Финляндия), который охарактеризовал современные цели и задачи развития экзаменационных систем в странах, сообщил об итогах Общего собрания  членов СИЕКИ, дал краткое резюме предстоящих тем Конгресса, особо подчеркнув их практическую направленность на обеспечение гармонизации  подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении. Он особо выделил основные положения современной концепции в этой сфере:

  •  акцент в обеспечении БДД не на подготовку, а на допуск
  • развитие систем допуска путем их постепенного  ужесточения
  • необходимость удлинения сроков подготовки водителей
  • введение  систем градуированного допуска (сначала временное водительское удостоверение, по которому можно управлять ТС с обременениями – например, нельзя ездить в темное время суток, нельзя перевозить пассажиров и т.п.).
  • постепенный переход к правилам более позднего допуска к управлению ТС (например, не с 18 лет, а позднее)

Затем в этой же сессии выступил представитель компетентной Швейцарской экзаменационной организации (уполномоченной Правительством на курирование этой деятельности) – организации АСА/АСТРА, который, помимо приветствий принимающей стороны,  сообщил об опыте Швейцарии, в частности о сотрудничестве в ФЕДРА -  государственным автотранспортным и дорожным органом.

Два важных для всех стран сообщения наднациональных органов – Директората по транспорту Европейской комиссии и Европейской экономической комиссии  ООН (ЕЭК ООН) также были включены в первую сессию. И если первое сообщение для россиян представляло скорее теоретический, концептуальный  интерес (важно было узнать об общеевропейских тенденциях в сфере подготовки и допуска водителей – еще раз были подтверждены тенденции, названные выше Президентом СИЕКИ), поскольку Россия не является членом ЕС, но имеет непосредственную границу с ним, то второе выступление было особенно важно для нас по двум причинам. Первое – наша страна является членом ЕЭК ООН (в рамках этой международной организации была в свое время подписана ключевая для подготовки и допуска водителей Венская конвенция), второе – выступающая Лючиана Иорио представляла Рабочую группу-1 (эта РГ по БДД, напрямую профильная для  российских участников Конгресса), является структурным подразделением ЕЭК ООН).

Завершил первую сессию профессор психологии Роберт Ислер, Университет Вайкато, Новая Зеландия. Он был специально выбран организаторами в качестве, так называемого ключевого спикера, который своим сообщением задает тон всему Конгрессу и акцентирует внимание на ключевых положениях и наработках в сфере гармонизации подготовки и допуска водителей. Основная суть его выступления свелась к выводам науки об изучении возможностей человека выполнять многообразные водительские задачи. Наука доказала, что данные способности мозга человека формируются к 25-ти годам. Поэтому нужно постепенно смещать возраст допуска к участию в дорожном движении как можно ближе к указанному. Эти исследования легли в основу вышеназванной Президентом СИЕКА концепции.

Вторая сессия (в ходе перерыва мы смогли осмотреть выставку инноваций и завести контакты с зарубежными коллегами) была сосредоточена на стандартах подготовки водителей (возраст приема на обучение, длительность теории и практики, условия обучения теории и практики, возраст и условия допуска к экзаменам, этапы промежуточных экзаменов, градуированное водительское удостоверение и т.п.). Антониетта Кавалло, представляющая организацию Виктория Роадс, Австралия (штат Виктория) рассказала подробно о проведении проекта по исследованию и   последующему внедрению системы градуированного допуска к участию в дорожном движении (вначале 2 этапа - временное водительское удостоверение с обременениями, затем – если не было нарушений -  через год - постоянное). Сейчас планируется еще ужесточить систему и ввести 3 этапа (два временных удостоверения -  первое с более жесткими ограничениями на вождение, второе - с послаблениями, если не было нарушений, по итогам отсутствия нарушений – постоянное). Тем саамы в Австралии постоянное удостоверение будут выдавать еще позднее, чем было при ведении новой двухэтапной системы. Таким образом, в Австралии также подтверждена концепция более позднего допуска водителей к участию в дорожном движении.

Докладчик из США, профессор Майкл Калвин, сообщил об итогах национального проекта США по стандартам обучения молодых водителей (подростков). Замысел проекта – разработать национальные стандарты подготовки для повышения БДД, был реализован. Российские участники Конгресса были обеспечены детальной информацией. В США также действует концепция аналогичная общеевропейской, также реализована градуированная система допуска к постоянному водительскому удостоверению. Из этого доклада мы узнали подробно технологию подготовки, связанную с пробным водительским удостоверением – вождение с сопровождением (например, родителя/родителей), которые для этого должны обязательно пройти курс в автошколе, плюс беседу (брифинг) с инструктором, обучающим их ребенка. 

Два немецких докладчика - Маттиас Рюдель, представляющих ТЮФ/Декра, и Герхард фон Брессенсдорф, бывший Президент ЕФА и действующий член Совета Германии по БДД и Президент ассоциации инструкторов автошкол Германии - подробно представили национальные стандарты подготовки в своей стране. Подчеркнем, что выдача водительского удостоверения в Германии по категории "В" возможна только по достижении 18 лет.

В ходе сессии вопросов и ответов докладчики дополнительно раскрыли информацию по особенностям систем подготовки и допуска водителей в своих странах.

Заключительная сессия, сосредоточенная на отдельных практических аспектах подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении была представлена докладчиками из Франции, Великобритании, Норвегии (напомним, что две последние страны входят в тройку мировых лидеров по показателям обеспечения БДД),   Нидерландов  и Бельгии (регион Фландрии).

В этих докладах также прозвучала научная поддержка и практическое подтверждение справедливости вышеуказанной общеевропейской концепции ужесточения допуска, введения структурированных – многоэтапных систем допуска, в том числе в ходе промежуточных экзаменов в автошколах (согласно матрице целей-задач водителя), увеличения длительности подготовки и смещения возраста допуска к участию в дорожном движении в сторону его увеличения. Во многих странах уже практикуется совместная подготовка инструкторов автошкол и экзаменаторов – как один из механизмов той самой искомой гармонизации, другие страны разрабатывают такой новый подход или находятся в стадии внедрения. Подчеркнем, что и инструктор и экзаменатор за рубежом -  это профессии, со всеми вытекающими последствиями – внесение в реестр профессий, разработка и утверждение профессионального стандарта, обязательная лицензия, которую получают после (весьма долгого) обучения и успешной сдачи экзамена (а до этого длительной стажировки), обязательное повышение квалификации путем прохождения курсов.

НМЦ намерен в ближайшее время провести учебный семинар по итогам Конгресса, с подробным изложением докладов и презентаций – следите за объявлениями на нашем сайте.

Следующий, 46-й конгресс СИЕКА состоится в 2014 году в Дублине (Ирландия), ориентировочно в такое же время – конец мая - начало июня.  Приглашаем Вас присоединиться к нашей группе, подробную информацию Вы найдете на сайте НМЦ в начале следующего года.

Присоединяйтесь, будет профессионально интересно.

Отзыв о поездке

Исполнительного директора Некоммерческого партнерства образовательных и научно-производственных организаций "Ассоциация Автомобильных школ" (НПОНПО "ААШ") Зайцевой Елены Ильиничны

Этот конгресс прошел под девизом «Строим мосты между обучением водителей и их тестированием (экзаменом)», и темы выступлений были крайне интересны и актуальны для нас — образовательных организаций, занимающихся подготовкой водителей.

Несмотря на то, что организация (CIEKA) изначально являлась европейской, на сегодняшний день ее членами стали представители экзаменационных структур и научно-исследовательских организаций в области дорожной безопасности практически со всех континентов мира.

Российской делегации удалось не только получить интересную и полезную информацию в области обучения водителей и их оценки на экзаменах, но и установить контакты с коллегами из зарубежных стран, пригласить их в Россию и договориться о совместных проектах и исследованиях.

Основные выводы, сделанные нами из выступлений членов CIEKA, следующие:

  • перечень водительских компетенций, проверяемых на экзаменах у кандидатов в водители во всем мире, и соответственно, осваиваемых ими во время обучения в автошколах, гораздо шире и более высокого качества, нежели у нас. При обучении освоение этих компетенций идет по возрастающей — от простого механического навыка к более сложным аналитическим задачам дорожной безопасности. Наши же программы обучения и методики тестирования останавливаются на первом базовом уровне квалификации водителя;
  • в большинстве стран мира введена поэтапная (градуированная) система выдачи водительских лицензий, опыт использования которой дал несомненные положительные результаты;
  • особое внимание при обучении и тестировании уделяется умению предвидеть (прогнозировать) опасные дорожные ситуации, и правильно реагировать на них. Для этого во многих странах в автошколах и на экзаменах используются специально разработанные видеотесты (видеоуроки), моделирующие возникновение опасностей на дороге и отрабатываются правильные ответные действия водителя;
  • выступающими из разных стран (например из США)  было особо отмечено, что необходим единый подход к обучению и тестированию водителей, единые стандарты для этих процессов. Во многих странах часть обучения инструкторов и экзаменаторов проводится вместе. Эта подготовка гораздо серьезнее и продолжительнее, чем в России, и предполагает сложные выпускные экзамены (а в некоторых странах и вступительные);
  • основная концепция проведения экзамена у кандидатов в водители базируется на высокой квалификации и компетентности экзаменатора, его объективной и беспристрастной оценке, основанной на необходимых требованиях к водителю (GDE-матрица), без использования каких-либо количественных показателей. Автоматизация процесса экзамена относится только к заполнению экзаменационного листа, как например, в Швеции — разработана программа для планшета, которую использует экзаменатор при проведении экзамена, отмечая выполненные экзаменуемым упражнения. Результаты экзамена, таким образом, поступают сразу на сервер Экзаменационной структуры;
  • значительная часть выступлений была посвящена подготовке молодых водителей, в возрасте от 18 до 24 лет (и моложе), которые во всем мире составляют так называемую, категорию повышенного риска, в силу недостаточного опыта и завышенной самооценки. Для решения этой проблемы, в частности, предлагались методы прививания навыков адекватной самооценки будущими водителями, и обязательные занятия с родителями молодых учащихся, которые должны оказывать влияние на формирование правильной модели поведения на дороге.

Кроме участия в конгрессе, наша делегация посетила частную автошколу в кантоне Цюрих, которая уже 40 лет является семейным бизнесом владельца, и где обучают на все профессиональные категории С, D, E, а также проводят регулярное повышение квалификации профессиональных водителей и инструкторов.

Мы были также приглашены в учебное заведение, которое готовит инструкторов в Цюрихе. Познакомившись с программой обучения, сделали вывод, что это действительно, серьезная подготовка, дающая профессию, требующая знаний законодательства, основ психологии и много другого на самом высоком уровне. Время обучения  - от 1 года до 2 лет с промежуточными экзаменами (6 экзаменов по каждому направлению) и полугодовой стажировкой в автошколе.

Мы надеемся, что полученная в ходе поездки информация, послужит основой для внесения нашими профессиональными объединениями автошкол предложений к правительству и законодателям по реформированию существующей сейчас в России системы подготовки и допуска водителей, для построения действительно безопасной модели поведения на дороге начинающих водителей, с использованием уже накопленного положительного зарубежного опыта.

 

ПРОГРАММА КОНГРЕССА СИЕКА

«Строим мосты между подготовкой водителей и допуском к управлению транспортными средствами»

Время

Наименование

Докладчик

08.00-08-30

Регистрация

 

ОТКРЫТИЕ

08.30-08.45

Открытие

Кари Хакули, Президент СИЕКА

08.45-09.00

Приветственная речь

АСТРА/АСА (Ассоциация, Швейцария)

09.00-09.15

Приветственная речь

Европейская комиссия

09.15-09.30

Приветственная речь

Лючиана Иорио, Председатель Рабочей группы-1 (РГ БДД), ЕЭК ООН

09.30-10.00

Подготовка водителей и их допуск: соответствуют ли они друг другу? Глобальная перспектива, основанная на примерах из практики

Роберт Ислер, Университет Вайкато, Новая Зеландия

10.00-10.30

Перерыв (кофе-брейк)

 

СЕССИЯ 1:  ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СТАНДАРТЫ

10.30-10.50

Повышение БДД  за счет лицензирования: воздействие лицензионной системы в штате Виктория на показатели БДД молодых водителей

Антониетта Кавалло, Виктория Роадс, Автралия

10.50-11.10

Национальный проект США по стандартам обучения водителей – подготовка молодых водителей (подростков)

Михаел Р. Калвин, ААМВА, США

11.10-11.30

Разработка единообразных стандартов подготовки и допуска водителей к управлению ТС.

Маттиас Рюдель, ТЮФ/Декра, Герхард фон Брессенсдорф, БВФ, Германия

11.30-11.50

Дискуссия

Доктор Денис Р. Хагюнин, Председатель

11.50-13.30

Обед

 

СЕССИЯ 2: ПРАКТИКА: ПОДГОТОВКА И ДОПУСК К УПРАВЛЕНИЮ ТС

13.30-13.50

Построение общего фундамента для создания единой системы подготовки и допуска водителей к управлению ТС 

Жерар Херн, ЛИСЕК Лорейн и Николь Сифер, МВД,Франция

13.50-14.10

Обучение вождению, обеспечивающее БДД

Боб Ханниган, ДСА, Великобритания

14.10-14.30

Развитие и контроль способностей объективной самооценки водителей

Ян Эдвардс, Эл. драйвинг солюшенс Лтд., Великобритания

14.30-15.00

Перерыв (кофе-брейк)

 

15.00-15.20

О существенном влиянии методики приема экзаменов на качество подготовки водителей

Эва Далланд, Университет Норд Тронделаг, Норвегия

15.20-15.40

Специальные тесты по основам БДД – первый шаг в обучении прогнозированию опасных ситуаций

Эдди Клянен, ВСВ, Бельгия

15.40-16.00

Практика  «Мерседес» по тестированию  водителей на дорогах. Предпримем меры по сближению подготовки водителей и их допуска к управлению ТС

Ян Виссерс, ДХВ, Нидерланды

16.00-16.20

Дискуссия

Доктор Денис Р. Хагюнин, Председатель

16.20-16.30

Закрытие Конгресса и заключительные слова

Кари Хакули, Президент СИЕКА

 

Программа поездки:

Дата

Мероприятия

30 мая

Вылет из Москвы в 12-35 (Шереметьево, Аэрофлот) в Цюрих.

Трансферт в г. Пфеффикон, отдых, осмотр достопримечательностей.

31 мая

Участие в конгрессе:

  • Заседание Конгресса с 08-30 до 16-30.
  • Гала ужин всех участников конгресса с 19-30 до 23-30

1 июня

Экскурсия  с 09-00 до 15-00 в Аббатство бенедиктинцев.

Трансферт в Цюрих

2 июня

(воскресение)

Осмотр Цюриха, отдых, шопинг.

3 июня

Посещение 2-х автошкол Швейцарии.

4 июня

 

Визит в ассоциацию автошкол Швейцарии.

Вылет в Москву из Цюриха в 22-30 (Шереметьево, Аэрофлот).

Галерея

Новости

2017-09-25 21:05:14
Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения с 1 июля 2015 года будет являться уголовным преступлением.
2017-07-11 11:30:00
При сдаче экзаменов в ГАИ будут учитывать скорость выполнения заданий.