Водитель транспортного средства является ключевым и наиболее уязвимым элементом системы «водитель-автомобиль-дорога-среда», около 80 процентов всех дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения, отсутствием у ряда начинающих водителей необходимых компетенций для управления транспортными средствами. Качественная подготовка водителей общепризнанно считается наиболее эффективным средством для снижения аварийности и повышения безопасности дорожного движения.
АНО НМЦ в период с 2006 по 2012 гг. выполняет актуальные научные исследования и практические разработки в следующих областях подготовки водителей:
1. Перечислим лишь некоторые разработанные нами проекты нормативных документов для сферы подготовки водителей транспортных средств:
Положение о порядке подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий;
типовое Положение об образовательном учреждении, осуществляющем подготовку и переподготовку водителей транспортных средств (автошколе);
Положение о порядке выдачи и учета свидетельства о прохождении обучения по программам подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий;
примерное Положение о порядке повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств;
квалификационные требования, предъявляемые к преподавателям различных предметов и мастерам производственного обучения в системе подготовки водителей;
порядок профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе.
Все перечисленные проекты документов выполнены на высоком правовом уровне и устраняют существующие в настоящее время пробелы в нормативной базе подготовки водителей.
2. В 2009г. выполнены разработки проектов новых программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий. Предложенный впервые блочно-модульный принцип новых примерных программ подготовки водителей предполагает наличие трех уровней (блоков) обучения кандидатов в водители – универсального, профильного и профессионального.
В 2008г. разработаны Примерные программ переподготовки водителей транспортных средств, которые в дальнейшем были утверждены в установленном порядке (приказ МОН № 6 от 20 января 2009г.) и введены в действие с 01 февраля 2009г., т.е. обеспечено внедрение результатов работ.
С учетом планируемых изменений нормативно-правовой базы (введения новых для России категорий и подкатегорий ТС) и современных условий дорожного движения в 2011г. предложены проекты обновленных программ переподготовки водителей для всех категорий ТС, включая специальные программы подготовки для водителей городского электротранспорта (трамваев, троллейбусов) и наименее защищенной категории водителей ТС - мопедов.
На основе ранее разработанных квалификационных требований выполнены проекты примерных программ обучения и повышения квалификации преподавателей по подготовке водителей транспортных средств; примерных программ подготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения вождению. В их содержание включена тематика, связанная с современными достижениями в области информационных и педагогических технологий и психофизиологических аспектов подготовки водителей.
Проведены исследования по созданию системы дополнительного обучения (ДО) водителей-нарушителей ПДД, которая включает в себя организацию различных форм обучения и механизмы реализации ДО водителей в совокупности с системой штрафных баллов. Анализ передового зарубежного опыта показывает, что такая система могла бы стать одним из наиболее эффективных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Учитывая, что в РФ до сих пор отсутствуют специальные образовательные программы для водителей, нарушающих ПДД и виновных в ДТП, данная тематика отличается новизной и является актуальной.
3. Раскрыто понятие учебно-методического комплекса (УМК) в системе подготовки водителей. Проведены анализ, классификация и систематизация УМК образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей. Предложены изменения и дополнения в УМК на федеральном, региональном уровнях, а также на уровне образовательных учреждений.
Разработаны современные тестовые методики по оценке компетенций кандидатов в водители и контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценки теоретических знаний и практических навыков обучающихся по программам подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.
Разработаны организационно-методические рекомендации по формированию рабочих программ подготовки водителей ТС различных категорий, организации деятельности автодромов (включая прием квалификационных экзаменов) и требования к их оснащению и др.
4. Впервые в России на национальном уровне проведена разработка профессиональных стандартов водителей транспортных средств всех категорий и подкатегорий. Профессиональные стандарты систематизируют компетенции водителя для удовлетворения потребностей рынка труда, устанавливают перечень обязанностей, возлагаемых на водителя в рамках определенной квалификации. Профессиональный стандарт водителя является базисом разработки новых программ подготовки водителей, определяющим вектором развития отечественного профессионального образования и подготовки в этой области. Разработанные в АНО НМЦ профессиональные стандарты водителя учитывают вводимые впервые в России категории и подкатегории транспортных средств, получили высокую оценку специалистов в области перевозок и крупных транспортных операторов.
Одним из основных средств повышения эффективности деятельности водителей является их профессиональный отбор и рациональное распределение по видам перевозок. АНО НМЦ выполнил комплекс НИОКР по тематике профессионального отбора водителей автотранспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов.
Разработанный в нашем центре аппаратно-программный комплекс (АПК) «Водитель» позволяет количественно оценивать надежность водителей и проводить их профессиональный психологический отбор. Тестирование при помощи АПК определяет индивидуальные показатели профессионально важных качеств водителя. По результатам тестирования предлагаются рекомендации как для работодателей по наиболее рациональному использованию данного специалиста, так и для самих водителей. Благодаря этому каждый водитель получает представление об уровне своего мастерства, необходимости его повышения или возможной коррекции стиля своего вождения.
Проводимые нами исследования носят инновационный характер, направлены на решение всего комплекса проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации водительских кадров с использованием системного подхода к проблемам безопасности дорожного движения.