мы в контакте

 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Научно-исследовательские работы

Водитель транспортного средства является ключевым и наиболее уязвимым элементом системы «водитель-автомобиль-дорога-среда», около 80 процентов всех дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения, отсутствием у ряда начинающих водителей необходимых компетенций для управления транспортными средствами. Качественная подготовка водителей общепризнанно считается наиболее эффективным средством для снижения аварийности и повышения безопасности дорожного движения.

АНО НМЦ в период с 2006 по 2012 гг. выполняет актуальные научные исследования и практические разработки в следующих областях подготовки водителей:

  1. совершенствования нормативно-правовой базы;
  2. анализа и разработки образовательных программ;
  3. педагогики и разработки учебно-методических комплексов;
  4. изучения профессиональных качеств и психофизиологии труда водителя.

1. Перечислим лишь некоторые разработанные нами проекты нормативных документов для сферы подготовки водителей транспортных средств:

Положение о порядке подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий;

типовое Положение об образовательном учреждении, осуществляющем подготовку и переподготовку водителей транспортных средств (автошколе);

Положение о порядке выдачи и учета свидетельства о прохождении обучения по программам подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий;

примерное Положение о порядке повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств;

квалификационные требования, предъявляемые к преподавателям различных предметов и мастерам производственного обучения в системе подготовки водителей;

порядок профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе.

Все перечисленные проекты документов выполнены на высоком правовом уровне и устраняют существующие в настоящее время пробелы в нормативной базе подготовки водителей.

2. В 2009г. выполнены разработки проектов новых программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий. Предложенный впервые блочно-модульный принцип новых примерных программ подготовки водителей предполагает наличие трех уровней (блоков) обучения кандидатов в водители – универсального, профильного и профессионального.

В 2008г. разработаны Примерные программ переподготовки водителей транспортных средств, которые в дальнейшем были утверждены в установленном порядке (приказ МОН № 6 от 20 января 2009г.) и введены в действие с 01 февраля 2009г., т.е. обеспечено внедрение результатов работ.

С учетом планируемых изменений нормативно-правовой базы (введения новых для России категорий и подкатегорий ТС) и современных условий дорожного движения в 2011г. предложены проекты обновленных программ переподготовки водителей для всех категорий ТС, включая специальные программы подготовки для водителей городского электротранспорта (трамваев, троллейбусов) и наименее защищенной категории водителей ТС - мопедов.

На основе ранее разработанных квалификационных требований выполнены проекты примерных программ обучения и повышения квалификации преподавателей по подготовке водителей транспортных средств; примерных программ подготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения вождению. В их содержание включена тематика, связанная с современными достижениями в области информационных и педагогических технологий и психофизиологических аспектов подготовки водителей.

Проведены исследования по созданию системы дополнительного обучения (ДО) водителей-нарушителей ПДД, которая включает в себя организацию различных форм обучения и механизмы реализации ДО водителей в совокупности с системой штрафных баллов. Анализ передового зарубежного опыта показывает, что такая система могла бы стать одним из наиболее эффективных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Учитывая, что в РФ до сих пор отсутствуют специальные образовательные программы для водителей, нарушающих ПДД и виновных в ДТП, данная тематика отличается новизной и является актуальной.

3. Раскрыто понятие учебно-методического комплекса (УМК) в системе подготовки водителей. Проведены анализ, классификация и систематизация УМК образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей. Предложены изменения и дополнения в УМК на федеральном, региональном уровнях, а также на уровне образовательных учреждений.

Разработаны современные тестовые методики по оценке компетенций кандидатов в водители и контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценки теоретических знаний и практических навыков обучающихся по программам подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

Разработаны организационно-методические рекомендации по формированию рабочих программ подготовки водителей ТС различных категорий, организации деятельности автодромов (включая прием квалификационных экзаменов) и требования к их оснащению и др.

4. Впервые в России на национальном уровне проведена разработка профессиональных стандартов водителей транспортных средств всех категорий и подкатегорий. Профессиональные стандарты систематизируют компетенции водителя для удовлетворения потребностей рынка труда, устанавливают перечень обязанностей, возлагаемых на водителя в рамках определенной квалификации. Профессиональный стандарт водителя является базисом разработки новых программ подготовки водителей, определяющим вектором развития отечественного профессионального образования и подготовки в этой области. Разработанные в АНО НМЦ профессиональные стандарты водителя учитывают вводимые впервые в России категории и подкатегории транспортных средств, получили высокую оценку специалистов в области перевозок и крупных транспортных операторов.

Одним из основных средств повышения эффективности деятельности водителей является их профессиональный отбор и рациональное распределение по видам перевозок. АНО НМЦ выполнил комплекс НИОКР по тематике профессионального отбора водителей автотранспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов.

Разработанный в нашем центре аппаратно-программный комплекс (АПК) «Водитель» позволяет количественно оценивать надежность водителей и проводить их профессиональный психологический отбор. Тестирование при помощи АПК определяет индивидуальные показатели профессионально важных качеств водителя. По результатам тестирования предлагаются рекомендации как для работодателей по наиболее рациональному использованию данного специалиста, так и для самих водителей. Благодаря этому каждый водитель получает представление об уровне своего мастерства, необходимости его повышения или возможной коррекции стиля своего вождения.

Проводимые нами исследования носят инновационный характер, направлены на решение всего комплекса проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации водительских кадров с использованием системного подхода к проблемам безопасности дорожного движения.

  В настоящий момент у нас есть возможность оценить не качество подготовки водителей, а уровень их безопасного управления транспортными средствами по результатам водительской практики (подчеркиваем, не с использованием понятий: качество подготовки водителей, или качество приема у...
  В соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо...
  В последнее время в средствах массовой информации идет активное освещение деятельности автомобильных школ. По результатам прокурорских проверок делается вывод о низком качестве подготовки водителей в автошколах. На всевозможных заседаниях, комиссиях посвященных безопасности дорожного движения поднимается вопрос о недостаточном уровне подготовки водителей, который комментируется некой статистикой.
  Все средства массовой информации сообщают о низком качестве подготовки водителей в автошколах. ГИБДД постоянно информирует о низком проценте сдачи экзаменов с первого раза.
  Все Вы, как профессионалы своего дела, неоднократно высказывались за наведение порядка требований к ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ И МАСТЕРАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ водителей автотранспортных средств различных категорий, начиная с простейшей унификации требований. Очевидно, что формирование единых требований к данной категории основных работников автошкол и их последующее закрепление в нормативной правовой базе позволит поставить все автошколы в равные условия, а также повысить качество подготовки водителей.
  Деятельность учебных организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, не отвечает современным международным нормам и требованиям по ряду основополагающих аспектов: по уровню профессиональной пригодности кадрового состава (руководящего, преподавательского состава, мастеров производственного обучения), четкой регламентации основ деятельности образовательных учреждений и ответственности за качество подготовки обучаемых, программного, методического и технического обеспечения образовательного процесса подготовки.
  Наш Центр провел анализ отечественного и зарубежного опыта использования автоматизированных автодромов, исследовал содержание и специфику выполняемой ими деятельности по подготовке водителей и взаимодействию с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей.
  Согласно изменениям в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» в России введены новые категории и подкатегории транспортных средств, что вызвано необходимостью гармонизации отечественного и международного законодательства в сфере дорожного движения (Венской конвенции).

Новости

2017-09-25 21:05:14
Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения с 1 июля 2015 года будет являться уголовным преступлением.
2017-07-11 11:30:00
При сдаче экзаменов в ГАИ будут учитывать скорость выполнения заданий.