Согласно изменениям в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения; в России введены новые категории и подкатегории транспортных средств, что вызвано необходимостью гармонизации отечественного и международного законодательства в сфере дорожного движения (Венской конвенции).
Наш научно-методический центр разработал в 2010-2012 гг. проекты примерных программ подготовки водителей для транспортных средств всех категорий и подкатегорий.
Новые программы обладают преемственностью по отношению к ныне действующим примерным программам образца 2010г., но, вместе с тем, имеют ряд существенных отличий.
Предлагаемый впервые блочный принцип структуры проектов новых примерных программ устанавливает наличие трех уровней (блоков) подготовки кандидатов в водители – универсального, профильного и профессионального.
При разработке программ учтены требования ранее разработанных проектов профессиональных стандартов. В связи с этим содержательная сторона программ подверглась пересмотру, изменениям и дополнениям.
Универсальный уровень или базовый уровень (Блок 1) включает в себя базовую подготовку кандидата в водители по четырем линиям, представленным предметами: «Основы законодательства в сфере дорожного движения;, «Основы безопасного управления транспортным средством;, «Психологические основы деятельности водителя;, «Первая помощь;. Содержание предмета «Основы безопасного управления транспортным средством; отражает специфику категорий и подкатегорий транспортных средств, на которых предполагается дальнейшее обучение для получения права управления.
Профильный уровень (Блок 2) включает в себя профильную подготовку кандидата в водители по двум основным линиям, представленным предметами: «Устройство и техническая эксплуатация транспортных средств; и «Обучение вождению транспортного средства;. Обучение вождению, как и прежде, производится на индивидуальной основе вне сетки учебного времени, но разделено по виду коробки передач ТС.
Профессиональный уровень (Блок 3) предусматривает выдачу сертификата профессионального водителя, углубленное изучение дополнительных вопросов, связанных с устройством ТС, организацией перевозок грузов, пассажиров, законодательством в этой сфере и учитывает специфику заинтересованных организаций и работодателей.
Может включать дополнительный модуль обучения вождению ТС и/или проверки навыков управления ТС.
Таким образом, обычная для автошкол программа подготовки водителя легкового автомобиля разделена на два блока – универсальный и профильный.
Все уровни проектов примерных программ включают:
Без успешного прохождения итоговой аттестации переход к следующему уровню невозможен.
Такой подход позволяет разделить процесс обучения на этапы. Правилами дорожного движение предусмотрено, что обучение в условиях реального дорожного движения осуществляется учеником, который знает ПДД и обязан их соблюдать.
Очевидным преимуществом предлагаемой блочной структуры программ является то, что обучаемый, который желает получить водительское удостоверение по нескольким категориям (подкатегориям) транспортных средств, не должен проходить один и тот же материал несколько раз.
В настоящее время в Министерстве образования России создана межведомственная группа, которая работает над разработкой примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
За основу взяты проекты программ, разработанные нашим Научно-методическим центром подготовки водителей в рамках научно-исследовательской работы по принципу блочно-модульной системы.
Последняя версия проектов примерных программ находится на сайте http://regulation.gov.ru.